ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЕ C ДЕТЬМИ C НПОЗ

                                                                              Ульянцева Лариса Борисовна, 

                                                                                учитель-логопед, методист

                                                                 ГОУ «Городская межведомственная

                                           психолого-медико-педагогическая консультация»

                                                                                     (ГОУ «ГМПМПК»)

Нарушение произношения отдельных звуков является тем нарушением, при котором логопедическое воздействие направлено на исправление  неправильно произносимых ребенком звуков: их постановку, автоматизацию, а при необходимости – дифференциацию звуков. Это – основная цель логопедической работы.  Обычно коррекционная работа ведется на индивидуальных занятиях. Однако когда несколько детей достигли одинаковых показателей, одинакового уровня успешности, их можно объединить в подгруппу и проводить подгрупповые занятия.

Известно, что кроме логопедических задач на занятии ставятся  и другие задачи: совершенствование моторики, памяти, внимания. Постановка этих задач при работе с детьми с НПОЗ также явилась актуальной.

При работе с подгруппами детей, учитывая, что основной вид деятельности дошкольников – игра, определилась основная концепция логопедических занятий. Она такова:

- в подгруппе играем в логопедические игры;

-каждая игра  - решение нескольких задач;

-основные задачи – логопедические;

- эта же игра должна решать коррекционные задачи другой направленности.

Встала проблема создания, разработки системы логопедических игр и заданий, соответствующих этой концепции. Была проанализирована методическая литература по проблеме и другие источники информации. Также учитывалось следующее:

- практически всем детям подгруппы знакома работа с карандашами, игры с мозаикой, кубики, волчки, лото, домино;

- дети знакомы с выполнением заданий «Найди отличия», «Найди тень предмета», «У кого – кто?», «Пройди по лабиринту» и т.п.

Все эти материалы были использованы в логопедической практике при разработке и изготовлении игр.

Для развития мелкой моторики рук в играх использовались (с конкретизацией задач ):

·        Карандаш  - соединение точек прямыми линиями (перфокарты);

                      - обведение трафаретов.

Задача: отрабатывать умение держать правильно карандаш тремя пальцами; умение проводить прямые линии, соединяя 2 точки; умение проводить кривые линии.

·        Кнопочки мозаики. Гвоздики мозаики дети решили называть кнопочками.

Задача: отрабатывать умение захватывать кнопочку тремя пальцами (как карандаш) и вставлять в дырочку.

·        Пазлы.

Задача: отрабатывать умение соединять блоки-соединения пазлов.

·        Волчки.

Задача: отрабатывать умение захватывать палочку волчка тремя пальцами (как карандаш), совершать пальцами закручивающее движение.

·        Игровые действия и манипуляции с игровым материалом.

Задача: отрабатывать умение работать с мелким раздаточным материалом.

Для развития зрительных функций в играх использовались:

·        Контур, силуэт.

Задача: совершенствовать умение узнавать предмет в его силуэтном и контурном изображении.

·        Цвет.

Задача: совершенствовать цветовосприятие, дифференцировать схожие цвета.

·        Лабиринты.

Задача: совершенствовать прослеживающую функцию взгляда.

Для совершенствования зрительного восприятия  в играх использовались:

·        определенный цветовой фон (оранжевый, желтый, зеленый),

·        вырезанные по контуру цветные картинки ( размером 2-6 см);

·        контурное и силуэтное изображение предметов;

·        прямой и обратный контраст  при предъявлении картинок и изображений.

В зависимости от сочетания игровых элементов и зрительных элементов появились разные серии логопедических игр и заданий:

·        карандаш (трафареты) + контур, силуэт – «Обведи картинки»;

·        пазлы + контур, силуэт – «Собери из осколков»;

·        кубики + контур, силуэт – «Крути волчок»;

·        игровые действия + контур, силуэт – «Подружки»,  «Лото», «Домино», «Что ты видишь?».

·        кнопочки + цвет – «Отметь кнопочками»;

·        волчок + цвет – «Крути волчок», «Назови предмет и его цвет»;

·        игровые действия + цвет – «Семицветик», «Подружки»;

·        карандаш (перфокарты) +  лабиринт – «Соедини линиями точки»;

·        игровые действия + лабиринт – «Пройди по дорожке».

Ниже приводятся описания некоторых игр с указанием коррекционно-развивающих   задач, оборудования, хода.

«Обведи картинки»

Коррекционно-развивающие задачи:

- автоматизация заданного звука в словах, словосочетаниях, предложениях;

- совершенствование фонематических представлений: определение наличия или отсутствия заданного звука в названии картинок;

- совершенствование мелкой моторики (умения правильно держать карандаш, проводить кривые линии).

Оборудование: листы толстого цветного картона с вырезанными картинками (по 6 картинок на каждом) – трафареты. В названии  трех картинок из шести присутствует заданный звук (картинки у детей разные).

Ход: Каждому ребенку дается лист-трафарет. Дети накладывают трафарет на лист белой бумаги, обводят предметы, некоторые детали дорисовывают. Логопед предлагает раскрасить только те предметы, в названиях которых есть заданный звук. Затем дети по очереди называют свои картинки, придумывают с ними словосочетания и предложения.

«Семицветик»

Коррекционно-развивающие задачи:

- дифференциация звуков в словах;

- совершенствование фонематических представлений;

- соотнесение звука речи с соответствующим ему символом (изографом или буквой);

- развитие прослеживающей функции взгляда (слева-направо);

- различение левой и правой сторон стола;

- повторение названий цветов спектра и их последовательности.

Оборудование: из плотного картона две сердцевины цветов, на которых расположены кармашки с буквой или изографом звука. Лепестки  для семицветиков из картона семи цветов (2 комплекта: на лепестках  каждого комплекта картинки, содержащие в названиях только один из дифференцируемых звуков). Картинка с изображением радуги.

Ход: перед детьми  лежат сердцевины семицветиков (слева и справа), лепестки лежат на столе хаотично. Логопед предлагает вставить в кармашки  буквы(дифференцируемые), а затем вставить лепестки в соответствии с наличием того или иного звука. Дети по очереди называют картинки на лепестках и вставляют в нужную сердцевину  в той цветовой последовательности, как в радуге. Ошибки исправляются сразу, все объясняется.

«Собери из осколков»

Коррекционно-развивающие задачи:

- автоматизация заданного звука;

- совершенствование фонематического анализа, фонематических представлений;

- уточнение и закрепление лексических представлений:

- развитие зрительного внимания, представлений;

- совершенствование мелкой моторики.

Оборудование: у каждого ребенка в конверте 4 кусочка-пазла с разными блоками-соединениями («осколки»). На каждом кусочке картинка. Названия картинок относятся к одной лексической теме и содержат общий заданный звук.

Ход: логопед просит детей соединить 4 осколка так, чтоб получился большой квадрат (две вверху и две внизу). Когда эта работа выполнена, дети по очереди называют свои картинки. Выясняется, к какой лексической теме предметы относятся и какой общий звук во всех названиях.

«Пройди по дорожке»

Коррекционно-развивающие задачи:

- дифференциация заданных звуков в словах;

- совершенствование фонематического анализа, представлений:

- развитие прослеживающей функции взгляда.

Оборудование: у каждого ребенка лист картона (формат А4) с изображением  большой спирали лабиринта по всей плоскости листа. На этой спирали-дорожке от периферии к центру расположены маленькие картинки (10 штук),  в названиях пяти – один из дифференцируемых звуков, в названиях других – другой. Лист предъявляется на подставке для книг.

Ход: Логопед предлагает детям по очереди с помощью пальца (или взгляда)  совершить путешествие к центру листа, назвав встретившиеся предметы с одним из дифференцируемых звуков. На обратном пути надо назвать предметы с другим звуком. Все ошибки совместно исправляются.

Проведение подгрупповых занятий с использованием игр показало:

·        автоматизация и дифференциация звуков шла весьма успешно;

·        успешно совершенствовались моторные навыки, зрительные функции;

·        простые правила игры способствуют энергичному общению детей, взаимопомощи, взаимопроверке;

Особо стоит отметить, что логопед обязательно принимает участие в игре или выполнении задания. Он участвует в этой совместной деятельности направляя, помогая, стимулируя, поощряя. А самое главное: логопед ведет игру-занятие так, чтобы поставленные задачи были решены.

Литература.

1.Брежнева Е.А., Брежнев Н.Г.

Хочу всё знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста и методические рекомендации: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1:Мир вокруг.

2. А.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.

М.,: Просвещение, 1988.

3.Забрамная С.Д., Боровик О.Д.

Практический материал для психолого-медико-педагогического обследования детей.

М., ВЛАДОС, 2003.

4.Инновации – в логопедическую практику.

Сборник статей. Составитель О.Е.Громова

М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

5.Коваленко С.М.

Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития. Иллюстрированная методика.

М.,» Коррекционная педагогика», 2004.

6.Г.С.Швайко

Игры и игровые упражнения по развитию речи.

М., Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2008.


LOGOO.RU © 2012 Все права на картинки принадлежат их авторам. Копирование текста без разрешения автора запрещено.